Константин Геннадьевич Черепанов (kcherepanov) wrote,
Константин Геннадьевич Черепанов
kcherepanov

ВИТАЛИЙ ТРЕТЬЯКОВ КАК ЗЕРКАЛО РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, ч.2

(2 часть, окончание)

Эту поддельность с головой выдает термин «политическое православие», ибо православие как религия есть царство Божье, а не кесаря. Оно не от мира сего, точно также как оно не может быть «европейским», ибо еще с древних времен известна фраза-формула: «Русский – значит православный». Именно это обстоятельство мешало и мешает Третьякову, заставив его выдвинуть неуклюжую идею синтеза двух союзов «Российского» и «Европейского» в единой Европе, см. тезис №25:

«25. Россия пойдет только на равноправный союз с Европой, то есть с Евросоюзом. Причем она придет к этому союзу не в одиночку, а во главе своего собственного (Российского) союза, примерно совпадающего с историческими границами Российской империи и Советского Союза (восточноевропейского православия)».

Хочется, как говорится, и с Европой переспать, и невинность соблюсти. Мол, мы вместе, но мы в тоже время – отдельно. Но эту лукавость совершенно разоблачает тезис первый: «Россия является европейской страной в самом точном и безукоризненном смысле этого слова. И никаких оговорок и уточнений при этом делать не нужно».

Тезис №25 и есть такая оговорка, наряду с многочисленными прочими. Так, например, Третьяков вдруг разделяет понятия «Европа» и «Запад». Оказывается, что Европа неточное понятие, а Запад – точное, ибо на Востоке есть еще одна Европа – Россия, где один умный поэт, ничего не зная о будущих политических находках российских идеологов, ничтоже сумняшеся, и безусловно заблуждаясь, писал: «Да, скифы – мы, да, азиаты – мы, с раскосыми и жадными очами». Ну не хочет современная интеллигенция России быть азиатами, она хочет носить галстуки и пить коньяк. Поэтому, наш Виталий Третьяков, делает очередные идеологические открытия, которые постулирует в тезисах 13, 14 и 15:

«13. Выживание и дальнейшее процветание евроатлантической (христианской) цивилизации возможно лишь при переходе от постоянной конкуренции и даже конфронтации (вплоть до военной) между этими субъектами к их искреннему и равноправному союзничеству. В настоящий момент этому препятствуют США и Евросоюз.

14. Теперь - для удобства рассуждений - вынесем за скобки (за океан) Соединенные Штаты Америки и будем упоминать их только в случае крайней необходимости. Даже несмотря на то, что в реальной политической практике вынести США за скобки просто невозможно. Они везде и всюду, что создает немало, а может быть, и большинство проблем единству евроатлантической цивилизации (по линии раздела Запад-Россия уж точно). 

15. Европейская (христианская) цивилизация все последние века своей истории была разделена внутри себя на два главных субъекта европейской политики - Западную Европу (группа ведущих западноевропейских стран) и Россию, между которыми находились страны и территории, время от времени переходившие под контроль то одной, то другой стороны».

С моей точки зрения философа, исключение США из Европы весьма и весьма показательно: ведь США – это пример экспансии Европы, захвата ею колоний, истребление коренного населения (народа), это неприкрытая суть европейской идеологии – антинародной идеологии экспансии и захвата: если не путем прямой аннексии территории, то посредством идеологических (политических) и экономических принуждений. Но Третьякову для реализации его идеи православного политического Катехона (удерживающего)  нужна другая Европа – удобная для российской интеллигенции. И тогда на свет появляется настоящий перл политической мысли – тезис №27:

«27. Именно в России сосредоточена наибольшая часть природных богатств, которыми располагает европейская цивилизация. Но распорядителем этих богатств (дефицит которых ощущается теперь гораздо острее, чем дефицит товаров или даже культурных ценностей) является Российское государство. И по праву - так как именно благодаря русскому народу эти богатства получены, освоены и закреплены за европейской цивилизацией» (выделено мной – К.Ч.).

Кому еще не стало очевидно, что эта псевдорусская идея порождена не русской интеллигенцией, а российской, которая стремится в Европу и сознание которой насквозь абстрактное (европейское). Поскольку в Европе почти не осталось своего народа, заботливый Третьяков, выдвигает идею двух союзов интеллигенции – европейской и российской на базе одного народа – русского. Вспоминается ехидная сказочка «Как один мужик двух генералов прокормил», которая в нынешних идейных временах, когда генералы уступили свою власть идеологам и их идеям будет звучать уже так: «Как один мужик (народ) двух интеллигентов (два союза европейской и российской интеллигенции) прокормил».

Причем очевидно, что сама интеллигенция даже не осознает, что все ее выводы формальны не потому, что она столь эгоистична и эгоцентрична, а потому что ее сознание не имеет связи с русской реальностью, что их интеллект, неважно славянофилов или западников, имеет только одну форму существования – отрицание. Если сказать по-другому, то интеллигенция думает, что это она повелевает идеями, их порождает и синтезирует, а на самом деле идеи повелевают интеллигенцией, ее порождают и синтезируют в группы и сообщества. Неважно, какая это интеллигенция – славянофильская (патриотическая), западная (либеральная), церковная (православная), важно, что эта интеллигенция российская, а значит, европейская. То есть не русская и не народная. Она выросла вне народа, вне России, в Москве или в Петербурге, в своем искусственном мире. И мир этот европейский. И именно туда, на свою духовную родину – в Европу, она ведет русский и все прочие народы России, чтобы заложить их в ломбарде. Как саму Россию.

Итак, заключительный вывод: российская интеллигенция стремится управлять народом и вести его в Европу, русская интеллигенция осознает свою неспособность, с помощью идей изменить мир, осознает свою беспомощность и несамостоятельность вне народа и почвы, из которой произросла, и объединяется с помощью русской идеи с целью служения народу и России. Российская интеллигенция ведет народ, а русская ему служит. Вот и вся разница.

Так что Виталий Третьяков в сущности не виноват, он просто плоть от плоти своего класса – российской интеллигенции. Он его зеркало. Честное и откровенное зеркало.

ДВА ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение первое: Эпиграфы и комментарий к ним

К этой статье были предпосланы два эпиграфа: «Я могу говорить! Я могу говорить!» (Эпизод из фильма Андрея Тарковского «Зеркало») и «Я научила женщин говорить, но как их замолчать заставить!» (Анна Ахматова). Подумав, что статья имеет личное выражение в лице Виталия Третьякова, а значит эпиграфы будут отнесены к нему лично, что затемнит тему – я решил от них отказаться. Но тогда бы пришлось отказаться и от пояснения к эпиграфам, которое было написано сразу и отнесено в конец статьи. Когда я дошел до конца, и вновь перечитал пояснение, я решил, что оно прекрасно завершает статью. Тогда пришлось восстановить эпиграфы, хотя бы и в конце статьи. Вот это пояснение: 

«Эта интеллигенция может «говорить» - производить интеллектуальные формы – ИДЕИ и ИДЕОЛОГИИ. Но неспособна вкладывать в них содержание – русское, народное, ибо она никак не связана с народом, с реальной жизнью страны. Для решения этой проблемы – синтеза народного содержания (русского) и интеллектуальных форм (западных или европейских) нужна русская идея – идея логического и философского синтеза. Нужна философия способная сочетать три формы мышления: переводить эмоцию в мысль (классифицировать содержание), связывать мысль с мыслью (систематизировать формы) и синтезировать конкретные формы с абстрактными (гармонизировать или производить итог всего процесса мышления). Но для этого необходимо понимать значение трех способов обобщения человечества – Востока (природного), Запада (искусственного) и России (социального)». 

Приложение второе: Немного о личном (Третьяков и народная русская идея)

Привожу текст своего письма в редакцию журнала «Политический класс»:

«Заявление об открытии русской идеи
Дата:            15.04.05 20:56
От кого: Черепанов Константин Геннадьевич <kcherepanov@yandex.ru>
Кому:            editor@politklass.ru
Тема:            Заявление об открытии русской идеи

Уважаемый г-н Третьяков!
Поздравляю Вас с открытием прекрасного по своей идее журнала политической и идеологической мысли России "Политический класс". Зная Вас, как прекрасного организатора, чему свидетельством была в свое время "Независимая газета", не сомневаюсь, что "ПК" быстро и энергично займет свое достойное место лидера.

Позвольте и мне внести свой скромный вклад в становление Вашего журнала, предложив для публикации или депозитария, текст авторского заявления от 4 марта 2000 г. "Русская идея объявлена в Выборге". См. приложение к сему письму. Это заявление нигде и никогда, за исключением Интернета, не было опубликовано. Подробности, если таковые Вас заинтересуют, можно узнать на моем сайте www.kcherepanov.narod.ru
Еще раз желаю успеха Вам лично как гл. редактору и Вашему журналу.
С уважением Константин Черепанов»

Однако «Заявление» не было не только опубликовано в журнале, но даже не размещено на сайте в «Депозитарии №1», и автору не было предложено, на платной основе, разместить его в «Депозитарии №2». Такая вот демократия с ее многообразием точек зрения. Русскую идею в ее оригинальной авторской разработке г-н Третьяков истреблял как класс, как неполитический, а значит, как не европейский класс. Согласитесь, что сегодня, когда Третьяков опубликовал свой тезис №1 «Россия – это Европа», вся эта история приобретает ясное и четкое очертание, характеризуя г-на Третьякова как «патриота России» и «русского мыслителя». Точнее, определить Виталия Товиевича как московского мыслителя и консервативного любителя европейских ценностей и удобств, то есть как европейского и потому российского федеративного идеолога. Так он кстати себя и позиционировал в качестве главного редактора «Политического класса», ибо политика будучи европейской ценностью (замена восточного применения силы западными интеллектуальными угрозами и аргументами) переводит название журнала как «Европейский класс» или «Российский федеративный класс». Не знаю как другие, а у меня в отношении г-на Третьякова больше нет и уже никогда не будет никаких иллюзий. И дополнительный штрих – высказывание о российской интеллигенции философа Николая Бердяева:

«Общественное» миросозерцание русской интеллигенции, подчиняющее все ценности политике, есть лишь результат великой путаницы, слабости мысли и сознания, смешения абсолютного и относительного... Русская интеллигенция всегда исповедовала какие-нибудь доктрины, вмещающиеся в карманный катехизис, и утопии, обещающие легкий и упрощенный способ всеобщего спасения, но не любила и боялась самоценной творческой мысли, перед которой раскрывались бы бесконечно сложные перспективы. В широкой массе так называемой радикальной интеллигенции мысль не только упрощена, но опошлена и выветрена...» (Николай Бердяев. "Судьба России", глава "Об отношении русских к идеям").

Этот последний штрих («Общественное» миросозерцание русской интеллигенции, подчиняющее все ценности политике») отчетливо и предельно ясно объясняет, почему я назвал Виталия Третьякова зеркалом российской интеллигенции. Не русской, а российской. И поразительно как конкретно (в живых лицах) подтвердилось замечание Бердяева о страхе интеллигенции перед самоценной творческой, то есть народной мыслью России («... не любила и боялась самоценной творческой мысли, перед которой раскрывались бы бесконечно сложные перспективы»).

И еще одна, самая последняя цитата – высказывание о русской интеллигенции другого философа Владимира Соловьева:

«Должно надеяться, что готовящаяся великая борьба послужит могущественным толчком для пробуждения положительного сознания русского народа. А до тех пор мы, имеющие несчастие принадлежать к русской интеллигенции, которая вместо образа и подобия Божия все еще продолжает носить образ и подобие обезьяны, - мы должны же наконец увидеть свое жалкое положение, должны постараться восстановить в себе русский народный характер, перестать творить себе кумира изо всякой узкой ничтожной идейки, должны стать равнодушнее к ограниченным интересам этой жизни, свободно и разумно уверовать в другую, высшую действительность. ...Ибо отрицание низшего содержания есть тем самым утверждение высшего, и изгоняя из своей души ложных божков и кумиров, мы тем самым вводим в нее истинное Божество". (Владимир Соловьев. "Три силы").

«Перестать творить себе кумира изо всякой узкой ничтожной идейки» - отлично сказано, а главное как современно (XXI век) и как конкретно (почти прямо о Третьякове)! А ведь это было сказано в двадцатом веке, и даже на границе девятнадцатого и двадцатого, а как точно прозвучало в двадцать первом веке! И сказано было русскими философами, каждый из которых написал классический труд «Русская идея». Поистине для того, чтобы прийти к настоящей русской идее нужно отринуть российскую интеллигенцию как класс, как политический класс с помощью идей претендующий на руководство народом и Россией. А это ведь прямое название журнала – «Политический класс», главным редактором которого и является пресловутый Виталий Товиевич Третьяков!

Портрет со всеми его штрихами готов. Ставлю точку. Точка.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments